Два члена нового Нобелевского комитета по литературе, приступившего к работе 1 февраля этого года, отказались продолжать работу в нем. Об этом говорится в опубликованном в понедельник пресс-релизе Шведской академии, присуждающей высокую награду.
В ноябре 2018 года Шведская академия назначила новый Нобелевский комитет для работы в 2019 и 2020 годах. В течение года в состав комитета входили четыре члена академии: писатели Андерс Олссон, Пер Вестберг, поэты Кристина Лугн, Йеспер Свенбро и пять внешних экспертов - критики Микаэла Бломквист, Ребека Кярде, писатель Кристоффер Леандер, критик и переводчик Хенрик Петерсен и писатель Гун-Бритт Сундстрём. "Гун-Бритт Сундстрём и Кристоффер Леандер объявили, что уходят из комитета в преддверии работы над Нобелевской премией по литературе в следующем году", - говорится в сообщении.
Его авторы назвали уход экспертов "печальным" событием, поскольку "их очень ценили" в Нобелевском комитете. "Мы благодарны за значительные усилия, которые они приложили в этом году, а сейчас мы смотрим на то, как будет организована работа Нобелевского комитета по Нобелевской премии 2020 года по литературе", - заявил по этому поводу постоянный секретарь Шведской академии Матс Мальм.
Леандер объяснил свой уход тем, что академия еще недостаточно перестроилась после скандала 2018 года. "Я оставляю место в Нобелевском комитете, потому что у меня нет ни терпения, ни времени ждать результата работы по изменению, которая была начата, - приводит его слова газета Svenska Dagbladet. - У академии и у меня разные взгляды на время, один год слишком долго в моей жизни и слишком коротко в жизни академии".
Сундстрём в своем комментарии газете Dagens Nyheter пояснила, что уходит не только из-за того, что пять внешних членов Нобелевского комитета стали просто связующим звеном между академией и общественностью, а что на ее решение выйти из состава комитета повлияло присуждение Нобелевской премии писателю Петеру Хандке. "Выбор лауреата премии 2019 года не только означал выбор литератора, но и истолковывался внутри академии и за ее пределами как выбор позиции для взгляда на литературу как на нечто, стоящее выше "политики". Эта идеология - не моя", - подчеркнула она.
Петера Хандке многие годы критиковали за благожелательное отношение к сербскому лидеру Слободану Милошевичу, который обвинялся международным судом в военных преступлениях, в том числе этнических чистках в период гражданских войн на территории распавшейся Югославии в 1990-х годах.
А в интервью газете Le Figaro Хандке сравнил политику западных стран по отношению к населению Югославии с действиями "шпаны", которая намеренно расколола единое югославское общество словенцев, хорватов, боснийцев, сербов, македонцев и албанцев, которые ранее вместе боролись против немецкой оккупации.
В 2006 году после выступления Хандке на похоронах Милошевича была отменена инсценировка пьесы писателя "Игра в вопросы или путешествие в звонкие земли" в парижском театре Comedie-Francaise. В том же году Петер Хандке был награжден премией Генриха Гейне, но из-за развернувшейся политической дискуссии и угрозы лишиться премии за просербские настроения сам отказался от нее.
Ранее от работы с Хандке также отказывались театры. Это произошло после того, как писатель посетил в гаагской тюрьме экс-президента Сербии Слободана Милошевича, а затем выпустил эссе о процессе над ним.